ГБОУ СОШ (ОЦ) с.Челно-Вершины                     

Шахматы в школе

 

 

        Шахматы - наглядная соревновательная форма двух личностей. Шахматы нам нужны как способ самовыражения творческой активности человека. Планировать успех можно только при постоянном совершенствовании шахматиста. При этом творческий подход педагога является необходимым условием преподавания шахмат.

          Актуальность программы продиктована требованиями времени. Так как формирование развитой личности – сложная задача, преподавание шахмат через структуру и содержание способно придать воспитанию и обучению активный целенаправленный характер. Система шахматных занятий выявляет и развивает индивидуальные способности, формирует прогрессивную направленность личности, способствует общему развитию и воспитанию.

        Данный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен школьникам этого возраста. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают,  сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности.

 

Пояснительная записка к программе "Шахматы в школе"

 

Дебют. презентация 

 

Тематическое планирование

 

№ п/п

Темы

Характеристика видов учебной деятельности

Ссылка на ресурс

1.

Шахматная доска и

фигуры.(1час)

 

Шахматная доска. Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.

Дидактические игры и задания

"Горизонталь". Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.).

"Вертикаль". То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.

 "Диагональ". То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.

 

Шахматные фигуры. Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

Дидактические игры и задания

"Волшебный мешочек". В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.

"Угадайка". Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.

 "Секретная фигура". Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме "секретной", которая

выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: "Секрет".

"Угадай". Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются угадать, какая фигура загадана.

"Что общего?" Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.)

 "Большая и маленькая". На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.

 

Начальная расстановка фигур. Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило "ферзь любит свой цвет"; связь между горизонталями, вертикалями,

диагоналями и начальной расстановкой фигур.

https://www.youtube.com/watch?v=v8QSu1REmH0

2.

Ходы и взятия

фигур.(1 час)

 

"Игра на уничтожение" – важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

https://www.youtube.com/watch?v=PhE3wy5dajo

 

https://www.youtube.com/watch?v=M-A0mZmc4P4

 

https://www.youtube.com/watch?v=QaUYr8vIoSI

3.

Цель и результат

шахматной партии.

Понятия «шах»,

«мат», «пат».(3 часа)

Техника матования одинокого короля. Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля.

Дидактические, игры и задания

“Шах или мат”. Шах или мат черному королю?

“Мат или пат”. Нужно определить, мат или пат на шахматной доске.

“Мат в один ход”. Требуется объявить мат в один ход черному королю.

“На крайнюю линию”. Белыми надо сделать такой ход, чтобы черный король отступил на одну из крайних вертикалей или горизонталей.

“В угол”. Требуется сделать такой ход, чтобы черным пришлось отойти королем на угловое поле.

“Ограниченный король”. Надо сделать ход, после которого у черного короля останется наименьшее количество полей для отхода.

https://www.youtube.com/watch?v=a5ZPsAk-Hf0

 

https://www.youtube.com/watch?v=v9OCR_Pf70U

4.

Ценность шахматных

фигур. Нападение,

защита,

размен.(3 часа)

Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства,

уничтожения защиты и др. Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Комбинации для достижения ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации и др.).

Дидактические игры и задания

“Объяви мат в два хода”. Требуется пожертвовать материал и дать мат

в два хода.

“Сделай ничью”. Требуется пожертвовать материал и достичь ничьей.

“Выигрыш материала”. Надо провести простейшую двухходовую комбинацию и добиться материального перевеса.

 Основы дебюта. Двух- и трехходовые партии. Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. Игра на мат с первых ходов. Детский мат и защита от него.

https://www.youtube.com/watch?v=ztiOwl7Cw9o

 

https://www.youtube.com/watch?v=mxWO_oawUEg

 

https://www.youtube.com/watch?v=kI_sbf4Ucag&list=PUeo_fisEOWH1qCKOytD2-9A&index=20

 

https://www.youtube.com/watch?v=eYkspNRL25E 

5.

Понятие о дебюте.

Принципы игры в дебюте. Общие принципы разыгрывания дебюта.(3 часа)

 

Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие фигур. Понятие о темпе. Гамбиты. Наказание “пешкоедов”. Борьба за центр. Безопасная позиция

короля. Гармоничное пешечное расположение. Связка в дебюте. Коротко о дебютах.

Дидактические задания

 “Мат в 1 ход”, “Поставь мат в 1 ход нерокированному королю”,

 “Поставь детский мат” Белые или черные начинают и объявляют противнику мат в 1 ход.

“Поймай ладью”, “Поймай ферзя”. Здесь надо найти ход, после которого рано введенная в игру фигура противника неизбежно теряется или проигрывается за более слабую фигуру.

“Защита от мата” Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в 1 ход (как правило, в данном разделе в отличие от второго года обучения

таких ходов несколько).

“Выведи фигуру” Здесь определяется, какую фигуру на какое поле лучше

развить.

“Поставить мат в 1 ход “повторюшке”. Требуется объявить мат противнику, который слепо копирует ваши ходы.

https://www.youtube.com/watch?v=jq6s6yN9CNw

6.

Особенности

матования одинокого

короля.(3часа)

Матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей

 

https://www.youtube.com/watch?v=J2qSFhg3RQw

 

https://www.youtube.com/watch?v=bC2GfEDQ-Sw

7.

Тактические приёмы и

особенности их

применения.(3часа)

 

Дидактические задания

“Выигрыш материала”. Надо провести типичный тактический прием, либо комбинацию, и остаться с лишним материалом.

“Мат в 3 хода”. Здесь требуется пожертвовать материал и объявить красивый мат в 3 хода.

“Сделай ничью” Нужно пожертвовать материал и добиться ничьей.

Основы эндшпиля. Элементарные окончания. Ферзь против слона, коня, ладьи (простые случаи), ферзя (при неудачном расположении неприятельского ферзя).

Ладья против ладьи (при неудачном расположении неприятельской

 

ладьи), слона (простые случаи), коня (простые случаи). Матование двумя слонами (простые случаи).

https://www.youtube.com/watch?v=aAg3kvpBWpg 

8.

Начальные сведения

об эндшпиле. (2часа)

 

Матование слоном и конем (простые случаи). Пешка против короля. Пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило “квадрата”. Пешка проходит в ферзи при помощи своего короля. Оппозиция. Пешка на седьмой, шестой, пятой, четвертой, третьей, второй горизонтали. Ключевые поля. Удивительные ничейные положения (два коня против короля, слон и пешка против короля, конь и пешка против короля). Самые общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле.

https://www.youtube.com/watch?v=bucdOtPYRYg

 

https://www.youtube.com/watch?v=73Z3H9N81cs

 

 https://www.youtube.com/watch?v=hVmeRUX7nrk

 

https://www.youtube.com/watch?v=B_89JLVMGME&list=PUeo_fisEOWH1qCKOytD2-9A&index=16

 

https://www.youtube.com/watch?v=GIEGw2ocErM 

9.

Начальные сведения

об

миттельшпиле. (2часа)

 

Дидактические задания

“Мат в 2 хода”. Белые начинают и дают черным мат в 2 хода.

 “Мат в 3 хода”. Белые начинают и дают черным мат в 3 хода. “Выигрыш фигуры”.

“Квадрат”. Надо определить, удастся ли провести пешку в ферзи.

“Проведи пешку в ферзи”. Тут требуется провести пешку в ферзи.

“Выигрыш или ничья?”. Здесь нужно определить, выигрышно ли данное положение.

“Куда отступить королем?”. Надо выяснить, на какое поле следует первым ходом отступить королем, чтобы добиться ничьей.

https://www.youtube.com/watch?v=Z6CB6-FxnoA&t=188s 

10.

Подведение итогов. Шахматный турнир. (1час)

 

Должны уметь: ориентироваться на шахматной доске;

играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;

правильно помещать шахматную доску между партнерами;

правильно расставлять фигуры перед игрой;

различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

рокировать;

объявлять шах;

ставить мат;

решать элементарные задачи на мат в один ход;

записывать шахматную партию;

матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей;

проводить элементарные комбинации.

грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте;

находить несложные тактические удары и проводить комбинации;

точно разыгрывать простейшие окончания.

 

https://chess-samara.ru/play/with_computer.html

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Авербах Ю., Бейлин М. Путешествие в шахматное королевство. - М.: ФиС, 1976.

2. Гик Я.И. Беседы о шахматах: Кн. Для учащихся. – М.: Просвещение,1985.

3. Журавлев Н.И. Шаг за шагом. - М.: ФиС, 1986.

4. Костьев А.Н. . Уроки шахмат. / М: ФиС, 1984.

5. Мучник Х.Л. Рассказы о комбинациях на шахматной доске. - М.: ФиС, 1979.

6. Новотельнов Н.А. Знакомьтесь: шахматы. – 2-е изд. - М: ФиС, 1981.

7. Сухин И.Г. Приключения в шахматной стране. / М.: Педагогика, 1991.

8. Сухин И.Г. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем: Рабочая тетрадь для начальной школы. Часть 1. – Обнинск: Духовное возрождение, 2013.

9. Сухин И.Г. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем: Рабочая тетрадь для начальной школы. Часть 2. – Обнинск: Духовное возрождение, 2013.

10. Сухин И.Г. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем: Тетрадь для проверочных работ. – Обнинск: Духовное возрождение, 2013.

11. Сухин И.Г. Шахматы, второй год, или Учусь и учу: Пособие для учителя. – Обнинск: Духовное возрождение, 2012.

12. Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя. – Обнинск: Духовное возрождение, 2011.

13. Сухин И.Г. Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры: Учебник для начальной школы, третий год обучения. Часть 1. – Обнинск: Духовное возрождение, 2014.

14. Сухин И.Г. Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры: Учебник для начальной школы, третий год обучения. Часть 2. – Обнинск: Духовное возрождение, 2014.

15. Сухин И.Г. Шахматы, третий год, или Учусь и учу: Пособие для учителя. - Обнинск: Духовное возрождение, 2013.

16. Черняк В.Г. Тайны королей. – М.: Мол. гвардия, 1986

Дата последнего обновления страницы 07.03.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения